coolwolf0 - Северный наблюдатель (coolwolf0) wrote,
coolwolf0 - Северный наблюдатель
coolwolf0

Categories:
  • Mood:

Воспоминания о доисторическом: No7

Еврейские тусовки 90-х – взгляд изнутри.

Назовём вещи своими именами – если кто действительно стремился на историческую родину по идейным соображениям, он таки туда ехал и не морочил никому бейцим. Однако всегда в пост-советском пространстве находились те, кто только раздумывал, или ему просто было интересно, что там, за приоткрывшимся занавесом. К тому же 90-е годы характеризовались откровенным беспределом властей как в законодательной, так и в финансовой сфере, так что откуда бежать было. Добавьте сюда разгул всяческих откровенно ксенофобских стай и вот вам рецепт исхода конца ХХ века. Короче, в начале 90-х встрепенулись все.

Аккурат в 1990-м году я прочитал первую букву на языке предков (в подписи к открытке «набережная Тель-Авива») и резко осознал, что помимо записи в паспорте и специфического реноме в школьной тусовке, еврейское происхождение может быть и пропуском в иной мир. Как-то резко всплыло, что наша бабушка тайно переписывалась с двоюродной сестрой в Хайфе, что масса молодёжи затусовалась в малой синагоге (в большой хоральной синагоге по сю пору расположен хлебозавод) и вообще, все куда-то устремляют взоры.

Довольно быстро я снюхался с молодёжной тусовкой, роившейся по пятницам вокруг да около синагоги, мы начали интенсивно осваивать язык, кое-что из обрядов и праздников, ну и по ходу замутили театральную секцию. Время было революционное, поэтому наши запредельно провокационные капустники никто не прикрыл (а могли бы). Кстати, среди обучавших ивриту были всякие отказники и узники Сиона, а это уже лёгкая уголовщина (за комплект книжек, кассет и диафильмов «Кра-у-хтов» могли реально впаять срок – году эдак в 85-м). Одним из таких диссидентов был (ныне увы покойный) поэт, переводчик-полиглот, и просто классный мужик А. Б-ов. Между прочим, безо всякой связи с чисто русским происхождением и православной верой, он прекрасно владел ивритом и идиш (помимо немецкого, английского, французского и других языков). Говорю это не без оснований – его стихи на идиш публиковались в поэтических сборниках! Как говорится, пусть святая земля будет ему пухом.

В общееврейской тусовке естественно стали выдвигаться лидеры. Причём по всем направлениям – по религиозным (прогрессисты и ортодоксы врозь), молодёжному, благотворительному, женскому, образовательному, информационному и даже по бизнесу. Поначалу все уживались под нейтральной вывеской общества с многозначительным названием «Тарбут – ла-ам» (то есть «Культуру – в массы»), однако вскоре начали всплывать самые разнообразные источники спонсирования, и для освоения всех этих благ еврейские общества начали отпочковываться с завидной продуктивностью. В принципе в этом не было ничего криминального, и вообще тогдашнее расслоение замечательно описано в шедевре Дины Рубиной «Синдикат».

Кстати о Синдикате (все знают настоящее имя этой конторы, но во избежание всяких инсинуаций обойдёмся столь обтекаемой кликухой) – в этом самом учреждении мне довелось поработать на пол-ставки добрых четыре года. Началось всё с того, что в Самару прислали первого посланника, который заодно исполнял обязанности раввина. Парень он был молодой (мой одногодок), естественно религиозный (умеренно) и посему обзаведшийся семьёй и тремя (!) детьми. И вот всё это святое семейство перебралось на год в наши северные края. Какие были майсы с соблюдением всех религиозных правил, норм и ограничений в пост-совковой Самаре – это тема отдельного опуса. А уж как они устраивались чисто в бытовом плане – вообще пестня. И вот у этого семейства я был переводчиком-администратором. Деятельность Синдиката росла, так что к лету мы раззадорились до организации летнего лагеря. Детский лагерь, организованный таким бестолковым администратором как я, а также далёким от российских реалий «посланником», и при участии заброшенных из тех же южных краёв вожатых – это вообще педагогическая поэма драма. На следующий год прислали тёртого дядьку – отставного десантника и вообще опытного «засланца», так что с ним было попроще. Тем временем еврейские общества начали делиться «по живому» - газета разделилась напополам (редактор отделился от корреспондента), религиозных общин стало три (хабадники, местные дедули и молодёжь-прогрессисты) ну и так далее. Начиная с третьего посланника жизнь Самарского «Синдиката» вообще пошла в гору - у нас был какой-никакой офис, секретарь, штат консультантов и молодёжных вожатых. Был открыт регулярный рейс Самара – Тель-Авив (я летал с областной делегацией первым рейсом в качестве переводчика губернатора). Впрочем остановимся пока на этом – тут итак намечается с десяток отдельных историй.

Продолжение следует...
Tags: история
Subscribe

  • Новая винда - впечатления с выражением

    У сына лептоп с официальной виндой. Мой рабочий лептоп мне ничего насчёт новой версии не предлагает, - наши администраторы не спешат приобрести…

  • С переменным успехом

    Мой сайт для записи списка продуктов оказался внезапно очень важным для всей семьи. Ещё бы: без обзвонов, диктовки, согласования и прочей ботвы,…

  • Холивара псто (и немного о деле)

    По образованию и по специальности я - автоматизатор. Это значит, что всякие повторяющиеся ручные процессы бросают мне вызов не только в личном, но и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment